Ruin Titanic
Back Home
Используются технологии uCoz
Гибель Титаника
Многое в этой крупнейшей катастрофе XX века до сих пор остается загадкой Пожалуй, нет такой катастрофы, которая произвела бы столь неизгладимое впечатление на все человечество, как гибель "Титаника". Мир был потрясен масштабами - ледяной океан поглотил почти полторы тысячи человек! В те времена еще не привыкли к массовой гибели людей, это все будет впереди: и первая мировая война, и вторая... Вспомните недавнюю гибель в Балтийском море парома "Эстония". Он унес на дно не намного меньше пассажиров, чем "Титаник". И что же? Несколько дней об этом вспоминали средства массовой информации и... все! Наши чувства огрубели от бесконечного числа сообщений о гибели кораблей, самолетов, о потерях в многочисленных конфликтах. А тогда... Сообщение о гибели "Титаника" вызвало, без преувеличений, всемирную скорбь, и память о трагической ночи 14 апреля 1912 года жива до сих пор. Более того, в последнее время выяснились обстоятельства, которые породили новые загадки этой морской катастрофы.

Мистическое предсказание Моргана Робертсона

26 октября 1896 года в Нью-Йорке стояла не по сезону теплая погода. Около 11 часов утра к двери, на которой висела табличка "Издательство Арчибальд Уэлш и К°", подошел высокий худощавый моряк лет шестидесяти. На нем был потертый форменный сюртук и аккуратно вычищенные, но порядком изношенные ботинки. Седую голову украшала видавшая виды морская фуражка с чуть треснутым лаковым козырьком. Он постоял несколько секунд у двери, но потом решительно взял в руку висевший молоточек и постучал. Вскоре дверь открылась, и возникла фигура немолодого негра, одетого весьма небрежно.
- Вам кого, сэр?
- Мне нужно срочно повидать мистера Арчибальда Уэлша.
- Он умер два года назад.
- Простите, тогда я хотел бы увидеть того, кто занял его кресло.
- Значит, вам нужен мистер Малкольм Бест. Как прикажете доложить?
- Капитан Морган Робертсон.
Через несколько минут моряк оказался в маленькой комнатушке, заваленной стопами перевязанных книг и пачками бумаги. За столом сидел довольно молодой рыжеволосый господин с огромной сигарой во рту. Это был хозяин издательства Малкольм Бест. Капитан Робертсон коротко рассказал о себе. После многих лет плаваний на кораблях он вышел на пенсию и занялся литературным трудом. Писал и публиковал в различных газетах небольшие рассказы из морской жизни. А сейчас принес с собой фантастическую повесть под названием "Тщетность". Тут Бест его перебил.
- Вы мне первому показываете свой труд? Робертсон на мгновение запнулся, но, взяв себя в руки, спокойно ответил:
- Я был в трех издательствах. В двух мне сразу отказали. В третьем, ознакомившись с повестью, сказали, что хотя повесть интересная, но она не подходит по профилю издательства. Мне указали на ваше, сославшись на то, что здесь был выпущен ряд книг на морскую тематику.

Бест молча посмотрел на капитана, сбросил пепел в блюдце, переполненное окурками, и сказал:
- О чем ваша повесть? Только, если можно, покороче.
- Это можно. В ней рассказывается о том, что в Англии построили гигантский пассажирский пароход и назвали его "Титан". Строительство сопровождалось невиданно широкой рекламной шумихой: самый большой, самый комфортабельный, самый быстроходный! В первом же рейсе "Титан" натолкнулся на айсберг и затонул. Погибло около полутора тысяч человек. Я прошу обратить особое внимание на описанную в повести панику, возникшую на корабле. Мне пришлось пережить кораблекрушение пассажирского судна, капитаном которого я был, и в мою память навсегда врезались душераздирающие сцены. Может быть, поэтому именно эта часть повести, как я полагаю, мне особенно удалась.
- Посмотрим, - без особого подъема произнес Бест и протянул руку за рукописью. - Только я прошу вас не обольщаться и не строить радужных планов. Соблаговолите посетить меня через две недели. Мы обсудим ваш труд и в случае благоприятного решения заключим с вами договор, Но имейте в виду - материальное положение издательства далеко не блестящее.
- Сэр, я прекрасно понимаю...
- К тому же, если бы на вашем месте сидел бы уже знаменитый автор...
- Повторяю, мне все понятно.

Короче говоря, после некоторых колебаний рукопись капитана Робертсона была все же одобрена - книга появилась в 1898 году. Капитан получил небольшой гонорар и очень переживал, что его повесть плохо расходится. А мистер Малкольм Бест часто вспоминал нехорошими словами чопорного английского капитана, который втянул его в эту глупую авантюру.

Однако через 14 лет запыленные экземпляры книги разошлись за мгновение. Уже висевшее на краю финансовой пропасти издательство "Арчибальд Уэлш и К°" быстро отпечатало второе издание, которое тоже буквально расхватали.

В чем же была причина? Почему книга отставного капитана британского флота вдруг стала самой популярной не только в США, но и во многих других странах? Неужели читатели разглядели в ней литературные достоинства? Их не было. Но поразительно другое - в повести с невероятной точностью предсказывались мельчайшие детали катастрофы, разыгравшейся в апреле 1912 года. Читатели были потрясены, когда сопоставили всё перипетии гибели "Титаника" и вымышленного "Титана". Сходилось все: и то, что кораблекрушение произошло в первом же рейсе; и то, что корабль погиб в Атлантике в апреле; и то, что оба корабля - настоящий и придуманный - наткнулись ночью на айсберг; и то, что они продержались на поверхности океана приблизительно одно и то же время; и то, что технические данные "Титана" и "Титаника" почти полностью совпадали. Убедитесь сами:

"Титан" "Титаник"
Длина 260 м 269м
Мощность машин 50 тыс. л.с. 55 тыс. л.с.
Максимальная скорость 25 узлов 25 узлов
Количество винтов 3 3
Ширина 30 м 28,2 м
Водоизмещение 60 тыс. тонн около 50 тыс.тонн


Список совпадений можно продолжить. Даже число погибших в книге Робертсона не намного отличается от числа тех несчастных, которые погибли на самом деле при крушении "Титаника". Разве это не удивительно?

Победный гудок стал прощальным

Но вернемся к апрельским событиям 1912 года. Еще задолго до того, как "Титаник" был спущен на воду, началась широкая рекламная кампания, превозносившая до небес это чудо британской технической мысли, - десятиэтажный плавучий дворец водоизмещением почти в 50000 тонн, длиной 269 метров и шириной 28,2 метра. На нем было 762 каюты, 7 километров коридоров и прогулочных палуб. Для обеспечения живучести корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли девятнадцать водонепроницаемых отсеков. Томас Эндрюс, главный конструктор корабля, заявил корреспондентам в одном из многочисленных интервью, что, даже если четыре (запомните эту цифру!) отсека будут заполнены водой, "Титаник" не потонет и сможет продолжить свой путь.

Газеты на все лады расписывали новейшее оборудование лайнера, роскошные салоны, приводили статистические данные, которые должны были поразить воображение будущих пассажиров. Сообщалось, например, что в провизионных камерах "Титаника" запасено среди прочего 44 тонны мяса и птицы, 27 тысяч бутылок пива и минеральной воды, 35 тысяч яиц, 40 тонн картофеля, и 5 тонн сахара. Особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золота и драгоценностей на сотни миллионов долларов.

Компания "Уайт стар лайн", владевшая этим Левиафаном, как тогда поспешили окрестить "Титаник", чрезвычайно гордилась своим приобретением и постоянно напоминала "почтеннейшей публике", что для всех желающих открывается блестящая перспектива совершить морское путешествие из английского порта Саутгемптон в Нью-Йорк с невероятной по тем временам скоростью 25 узлов. До этого с такой скоростью ходили только очень небольшие суда - эсминцы.

2 апреля 1912 года "Титаник" был принят в эксплуатацию, а 10 апреля в 13 часов он отправился в свое первое и последнее плавание. Все пирсы, крыши и балконы домов, окружающих порт, были переполнены любопытными. Фотографы со своими громоздкими аппаратами на треногах, а также редкие по тому времени кинооператоры стремились запечатлеть это историческое событие. Выход "Титаника" был столь торжественный, что последующие два-три дня газеты только и писали об этом событии. Многие журналисты при этом добавляли, что выходя из порта гигант издал долгий "победный гудок".

Хроника последней ночи

На исходе четвертого дня путешествия, когда лайнер находился приблизительно в 450 милях к югу от канадского острова Ньюфаундленд, радисты "Титаника" Филлипс и Брайд начали принимать тревожные радиограммы от находящихся поблизости судов: "В океане айсберги. Остерегайтесь". Они поспешили доложить об этом (а радиограмм было пять!) капитану Эдварду Джону Смиту. Но тот, надеясь на впередсмотрящих, не реагировал на предупреждения. Нужно было либо изменить курс и взять южнее, где вероятность появления айсбергов неизмеримо меньше, либо резко сбавить ход! Ни того, ни другого капитан делать не хотел, стремление побить все рекорды скорости было для него превыше всего. "Титаник" несся навстречу катастрофе. Вот что происходило дальше с хронологической точностью.

23.39. На борту царит полное спокойствие. В ледяную апрельскую ночь на палубе ни одного пассажира из 1316. Большинство вернулись в каюты и готовятся ко сну. Однако в ресторане еще довольно много публики.

В так называемом "вороньем гнезде" на фок-мачте два впередсмотрящих - Фредерик Флит и Реджинальд Ли. Корабль вступает в район, где могут быть айсберги, но на носу нет ни одного вахтенного матроса. Почему-то не ведут наблюдение и вахтенные офицеры по обе стороны капитанского мостика. На "Титанике" нет мощного прожектора-искателя, который мог бы далеко светить по курсу корабля, - еще один вопрос.

Таким образом судьба крупнейшего в мире судна и всех его пассажиров зависит от зоркости лишь двух человек. Позже выяснилось, что они просили у вахтенной службы бинокль, но им сказали, что для впередсмотрящих это "не предусмотрено".

23.40. - 160 минут до гибели. Фредерик Флит замечает прямо по курсу "массивный темный предмет". Он немедленно оповещает об этом капитанский мостик. Для верности трижды бьет в колокол и кричит вновь в телефонную трубку: "Близко по, курсу айсберг!" Первый офицер Уильям Мэрдок - главный на данный момент на капитанском мостике - немедленно командует: "Лево руля" и в машинное отделение: "Самый полный назад!" Однако было уже поздно. Ледяная гора вспарывает корпус "Титаника" на расстоянии трех метров от киля (то есть глубоко под водой) и на треть его длины. Скорость корабля была столь велика, что удара об айсберг никто не заметил.

23.42 - 158 минут до гибели. На мостике появляется встревоженный капитан. Ему доложили о случившемся. Капитан командует: "Задраить переборки!" А затем (в это трудно поверить): "Средний вперед!" Опытный моряк дал команду, которую даже новичок никогда бы не подал. Теперь с огромной дыркой в борту "Титаник" будет идти вперед и набирать в трюмы тысячи тонн воды. Если бы корабль остановился и ледяная гора осталась бы в образовавшемся проломе, то поступление воды было бы минимальным, айсберг сыграл бы роль пробки. Но капитан, растерявшись, подал команду, которая резко ускорила гибель судна.

23.45 - через 5 минут после столкновения. Капитан отменил свой приказ - машины остановлены. В носовой части бурлит и клокочет вода, пассажиры, привыкшие к мерному шуму работающих машин, встревожены. Тем временем на колодезной палубе 4-го этажа ледяной покров достигает 10 - 15 сантиметров, в соседнем почтовом отсеке письма и бандероли плавают в воде. Но сигнал SOS радисты не подают - команды не было! К тому же они понятия не имеют, что случилось с кораблем.

23.50. Вода уже в пяти отсеках "Титаника" и затекает в нижние каюты третьего класса. Капитан вместе с главным строителем корабля начинают обход всех помещений.

23.56 - 16 минут после столкновения. В эфир все еще не отправлен сигнал SOS. Раненое тело корабля вобрало в себя уже около 3 тысяч тонн воды.

00.03 - 23 минуты после столкновения. Капитан Смит и главный конструктор вернулись на капитанский мостик и подводят итог своего беглого обхода. Эндрюс выносит смертный приговор: "Титаник" пойдет на дно". Неизвестно, что в те минуты творилось в душе двух мужчин. Но, как писал Вольф Шнайдер в журнале "Штерн": "Известно, что оба до последней минуты сохраняли хладнокровие, работали в поте лица и погибли с достоинством". Разве что капитан Смит продолжал ошибаться. Вместо того чтобы приказать дать сигнал SOS, он спешит в каюту-люкс к самому богатому человеку Америки Джону Дж.Астору, чтобы известить его раньше всех остальных пассажиров о необходимости готовиться к посадке на спасательную шлюпку.

На шлюпочной палубе собираются первые пассажиры - в шубах или купальных халатах, кому как пришлось. А в курительном салоне третьего класса поют и танцуют под рояль...

Глубоко в чреве "Титаника", лучше других сознавая опасность, отрезанные задраенными переборками от внешнего мира, угольщики, кочегары, машинисты и механики в клубах обжигающего пара не покидают постов, выполняя свой долг до конца. Ни один из них не спасется.

00.14 - 34 минуты после столкновения. Капитан Смит наконец-то появляется в радиорубке. Первый радист Филлипс выжидательно смотрит на него. И только теперь Смит подает команду: "Немедленно передайте сигнал бедствия!", Филлипс садится за ключ и посылает в эфир SOS. Первым отзывается "Франкфурт". Радисты "Титаника" сообщают свои координаты и подтверждают: "Идите немедленно". "Франкфурт" отвечает: "Ждите". И затем - молчание.

00.20. Гарольд Коттэм, радист грузового судна "Карпатия", собирается спать. Вдруг из наушников, которые он еще не успел снять, слышится SOS. "Вы абсолютно уверены, что сигнал с "Титаника"?" - переспрашивает молодого радиста капитан "Карпатии" Рострон. И, получив утвердительный ответ, командует: "Курс на "Титаник"!"

Тем временем на тонущем гиганте нарастает людской поток, стремящийся на верхнюю палубу, туда, где находятся 20 спасательных шлюпок. Они могут вместить 1178 человек, в то время как на борту находится 1316 пассажиров и 885 членов команды. А ведь "Титаник" рассчитан на 3300 пассажиров. Как же могли конструкторы предусмотреть на борту лайнера всего 20 шлюпок?

Трагедия усугубляется еще и тем, что места в шлюпках из-за неописуемой дезорганизации находят не 1178 человек, а всего лишь 711.

00.35. На "Титаник" поступает радиограмма с "Карпатии" - "Изменили курс, идем самым полным". "Карпатия" может делать только 15 миль в час, и капитан Смит определяетей понадобится четыре часа, чтобы прибыть на место катастрофы. "Титанику" же осталось держаться на поверхности абсолютно спокойного моря всего 1 час 45 минут. А как же "Франкфурт"? Он молчит.

00.40. Семеро музыкантов в танцевальном салоне продолжают играть рэг-таймы, стоя в луже морской воды. Дирижер Уоллес Хартли и его музыканты верили, что их мелодии должны как-то успокоить пассажиров. Это еще один пример стойкости и великолепного выполнения своего долга. Они все погибнут.

Первая шлюпка спускается вниз со шлюпочной палубы. Лишь 28 человек сидят в ней вместо 65! Никто не проверил, все ли пассажиры во втором и третьем классах разбужены и предупреждены.

00.45. С палубы "Титаника" одна за другой взлетают в небо сигнальные ракеты. Запомните этот факт. Впоследствии мы к нему вернемся.

Спускается на воду вторая спасательная шлюпка. И снова в ней всего лишь 28 человек. "Мужчинам эту линию не переступать! Женщины и дети - в первую очередь", - кричит офицер.

01.00. Корабельный оркестр продолжает играть, подкрепляя у пассажиров иллюзию того, что либо "Титаник" вообще не потонет, либо это произойдет не скоро, так что успеют спастись все. Картина фантасмагорическая: ярко освещенный корабль, погружающийся в пучину, зеркальное море, веселая музыка...

Дело со спасательными шлюпками пошло быстрее. За полчаса спустили на воду 11, теперь в них по 55, 64, 70 человек.

01.30. Кораблю осталось жить еще 50 минут. Раздаются пистолетные выстрелы - это офицер Лоу отгоняет от шлюпки итальянских эмигрантов, хотя в ней. могли бы разместиться еще по меньшей мере 10 человек. Все тише становится на борту. Лишь трижды еще взвизгивают подъемные блоки на шлюпбалках, да корабельный оркестр продолжает делать свое дело. К этому моменту на "Титанике" еще оставалось 1600 человек, и только сотне из них суждено было спастись.

В радиорубке в последний раз появляется капитан Смит: "Вы больше ничего не сможете сделать. Позаботьтесь о себе". Но оба радиста еще минут пять продолжают передавать в эфир сигнал бедствия. Томас Эндрюс, создатель "Титаника", стоит, скрестив руки, в курительном салоне первого класса. Спасательный жилет небрежно брошен на стол. До последних минут никто так четко не руководил действиями команды, не помогал женщинам, не ободрял пассажиров, как Эндрюс. Какой-то стюард заметил инженера .у окна салона. Больше его уже никто не увидит.

На шлюпочной палубе, которая теперь возвышается над водой всего лишь на несколько метров, царит смятение, слышатся вопли женщин, крики детей, которые уже не заглушит обреченный джаз. Теснота и давка. Люди пытаются пробраться на корму, но черная ледяная вода настигает их. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

02.12. - Трагедия приближается к ужасной развязке. "Титаник", постепенно уходящий под воду, вдруг вздрагивает, как от сильного удара. Несколько десятков человек, не удержавшись, летят в воду. Одна из спасшихся пассажирок, Рут Бланшар из Калифорнии, впоследствии вспоминала, как с борта спасательной шлюпки она видела последние минуты людей, оставшихся на борту "Титаника". Их крики, плач, призывы о помощи преследовали ее всю жизнь.

02.18. Две минуты до гибели. Корма корабля уже возвышается над поверхностью океана на 60 метров. И вот наступил момент, когда не выдержали чудовищной нагрузки железо и сталь. В гигантском чреве "Титаника" все гремит, грохочет, раздаются взрывы. С разрушением котлов и машин гаснут и огни, которые вплоть до этого момента освещали подмостки, где разыгралась грандиозная трагедия. Все погрузилось в зловещую тьму. Через минуту "Титаник" поглотит пучина. Что происходило на борту тонущего корабля в эти минуты, может себе представить только человек с очень богатым воображением - ведь из оставшихся там людей не спасся никто. Но не менее страшная драма разыгрывается и на поверхности океана. Многие, оказавшись в воде, в последнем отчаянном порыве плыли к полупустым шлюпкам, но сидевшие в них люди из-за страха опрокинуться били веслами по рукам тех, кто хватался за борта. Подошедшая наконец "Карпатия" сняла со шлюпок уцелевших.

Так закончилась эта драма.

Бегство "Самсона"

В ходе расследования, проведенного специальной комиссией, было, в частности, установлено: недалеко от того места, где тонул "Титаник", находилось судно, которое могло бы спасти многих пассажиров лайнера. Но оно, с потушенными бортовыми огнями, быстро покинуло место кораблекрушения, не обращая внимания не только на радиосигналы, но и на многочисленные сигналы, подаваемые ракетами. Эксперты в один голос утверждали: это был пассажирский пароход "Калифорниан". Британское министерство торговли обвинило капитана этого судна в самом страшном на море преступлении - отказе от помощи гибнущим. Капитан "Калифорниан" Стэнли Лорд клялся, что его пароход был в 30 милях от "Титаника" и поэтому, естественно, он ничего не видел. Но все было напрасно. Лорда отстранили от службы и, всеми презираемый, он остаток своей жизни влачил жалкое существование.

В январе 1962 года капитан скончался в небольшом английском городе Уоллеси. И надо же было такому случиться, что почти сразу же после того, как Лорд ушел в мир иной, стало известно, что в архивах норвежского торгового флота найден вахтенный журнал и личный дневник старшего помощника капитана норвежского промыслового судна "Самсон" Хенрика Наэсса. Из этих документов следовало, что судно, которое неясным силуэтом промелькнуло на темном горизонте недалеко от места гибели "Титаника", было не "Калифорниан", а... "Самсон", который возвращался домой, в Норвегию, после нескольких месяцев браконьерского промысла на тюленьих пастбищах. В сентябре 1963 года Наэсс дал интервью корреспонденту норвежского радио, в котором признался, что видел белые ракеты, запускаемые с борта "Титаника", но принял их за сигналы, подаваемые американским патрульным судном, которое гналось за браконьером "Самсоном".

Таким образом честное имя капитана С. Лорда было восстановлено, но с опозданием в 50 лет.

Обреченный двойник

Еще более удивительное событие произошло в июне 1995 года. В Лондоне вышла книга Роберта Гардинера и Дан ван дер Вата под заголовком "Загадка "Титаника". Авторы обратили внимание на серию чрезвычайно странных обстоятельств, которые связаны с трагическим рейсом. В самый последний момент, сославшись на нездоровье, отказался плыть на лайнере американский мультимиллионер Пирсон Морган, владелец крупнейшей компании "Уайт стар лайн", которой принадлежали самые большие суда того времени - "Олимпик", "Титаник" и "Британик". Несколькими днями позже, уже после кораблекрушения, Моргана обнаружили на курорте во Франции в компании любовницы. Пребывал он в полном здравии и ни о каком недомогании не заикался.

Далее. На борт "Титаника" должны были погрузить уникальную коллекцию картин, которые в наши дни, кстати, составляют основу Нью-Йоркского музея современного искусства. Коллекция осталась на берегу.

Вместе с Морганом отказались плыть - и тоже в последний момент - еще свыше пятидесяти человек, в том числе его близкие друзья и деловые партнеры, включая германского стального магната Генри Фрика и американского мультимиллионера Джорджа Вандербильта.

И еще. Один из старших офицеров "Титаника" Генри Уайлд, который до этого плавал на "Олимпике" - копии "Титаника", построенной годом раньше, и который на "Титанике" никогда прежде не бывал, в письме близким, Отправленном с первой же стоянки в ирландском порту Корк, писал: "Мне судно по-прежнему не нравится". Почему же по-прежнему? Ведь к "Титанику" он раньше и близко не подходил. Да потому, что судном этим на самом деле был "Олимпик", и не "Титаник", утверждают авторы книги. На "Олимпике" якобы тайно поменяли надпись на борту и корме, и он вышел в море под названием "Титаник". Зачем?

"Олимпик", сошедший со стапелей судостроительного завода "Харланд энд Вульф" в Бельфасте, меньше чем за год успел побывать в разных переделках. Самая серьезная из них - столкновение с британским крейсером (капитаном на "Олимпике" был уже знакомый нам Эдвард Джон Смит). Суд признал виновным в столкновении экипаж "Олимпика", в результате чего владельцы компании "Уайт стар лайн" лишились прав на получение страховки, оценивавшейся в миллион долларов, - астрономической по тем временам сумме. Тогда-то, полагают авторы книги "Загадка "Титаника", родился дьявольский план: под видом "Титаника", который был как две капли воды похож на "Олимпик", пустить в плавание в Нью-Йорк именно "Олимпик". Капитану "Титаника" (то есть "Олимпика") Эдварду Смиту было дано задание идти на всех парах, даже в случае если корабль окажется в районе, где плавают айсберги. Все говорит о том, утверждают авторы книги, что катастрофа была запланирована.

Инициаторы сговора, судя по всему, исходили из того, что лайнер окажется лишь сильно помятым, к нему быстро подойдет помощь, и среди пассажиров и экипажа "Олимпика", выдаваемого за "Титаник", пострадавших практически не будет, а владельцы компании "Уайт стар лайн" получат страховку, и убытки, связанные с неудачами "Олимпика", будут полностью компенсированы. Эдварда Смита, по версии Роберта Гардинера и Дана ван дер Вата, назначили капитаном фальшивого "Титаника" не только потому, что он, как виновник столкновения с военным кораблем, должен был, так сказать, искупить свою вину, но и потому, что этот опытный моряк был известен также и как очень рисковый человек, большой любитель "быстрой езды", из-за чего в прошлом не раз сажал свои корабли на мель.

Остается добавить, что, когда несколько лет назад с помощью совершенных подводных аппаратов удалось добраться до лежащего на глубине более трех тысяч метров лайнера и извлечь на поверхность около четырех тысяч самых разных предметов, ни один из них не имел пометки "Титаник".

Настоящий "Титаник" под именем "Олимпика", утверждают авторы сенсационной книги, просуществовал еще лет двадцать и был списан только в 1935 году. Так ли все было на самом деле или это всего лишь плод фантазии двух любителей детективов, мы вряд ли узнаем. Во всяком случае в этом столетии.

Георгий ПОЛЬСКИЙ
"Вечерний клуб", 24 августа 1996 г.

www.titanik.amillo.netu
www.home.tula.net/titanic
www.irish-music.narod.ru
www.lib.ru
Используются технологии uCoz